Программа подготовки по русскому языку для учеников базового уровня
Автор: Оськина К.А.
Продолжительность курса:
19 занятий по 120 минут (38 часов)
Цель курса:
подготовить учащихся к успешному прохождению аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ
Методические задачи курса:
- Знакомство с новой системой проведения Государственного экзамена, правильными механизмами работы сКИМ, формирование умения вдумчивого и внимательного чтения текста задания, предупреждение формальных ошибок в бланках ответов.
- Закрепление и систематизация полученных в школе знаний по всем разделам русского языка, выявление связей и закономерностей между уровнями языка путем проблемного обучения (постановка проблемных вопросов, задач).
- Зосполнение пробелов в теоретических и практических знаниях (для лучшего запоминания материала учащиеся постоянно упражняются после прохождения тем, после чего осуществляется контроль в виде фронтальных опросов).
- Тренировка навыка написания сочинения в формате эссе, освоение структурно-композиционных требований сочинения-рассуждения, накопление примеров-аргументов для разных типов проблем.
- Оказание помощи ученикам вне групповых занятий, консультации тет-а-тет и в режиме онлайн, помощь в выполнении домашних работ по школьному курсу.
- Стремление заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия языком, рекомендации нужной и полезной литературы и учебных пособий.
Примерный тематический план занятий:
Занятие 1.
Орфоэпия как раздел языка. Орфоэпические и акцентологические нормы. Применение и отработка полученных знаний. Знакомство с алгоритмом написания эссе. Коллективное написание сочинения-образца.
Занятие 2.
Лексика и фразеология. Синонимия, антонимия, омонимия, паронимия в русском языке. Выполнение заданий теста, посвящённых лексическому уровню языка.
Занятие 3.
Морфологические нормы. Повторение нормативных правил образования форм существительных множественного числа родительного падежа, числительных, сравнительной и превосходной степени прилагательных, некоторых форм глаголов и глагольных форм, предложно-падежных форм. Выявление ошибок в образовании форм слов.
Занятие 4.
Синтаксические нормы. Рассмотрение возможных грамматических ошибок. Параллельное повторение основных понятий синтаксического уровня языка: согласованность главных членов предложения — подлежащего и сказуемого, причастный и деепричастный обороты как обособленные определения и обстоятельства соответственно, обособленные приложения, нормативный порядок слов и употребление косвенной речи.
Занятия 5-6.
Орфография. Употребление гласных после шипящих, мягкого и твёрдого знаков. Правописание корней, орфограммы в корне слова, чередующиеся корни. Правописание неизменяемых, изменяемых и смысловых приставок. Отработка заданий ЕГЭ.
Занятие 7.
Правописание суффиксов разных частей речи. Понятие спряжения и окончания глаголов и глагольных форм. Рассмотрение возможных формулировок на примере разных заданий.
Занятие 8.
Слитное и раздельное написание частицы НЕ с различными частями речи. Практическое применение навыков.
Занятие 9.
Правописание служебных слов. Слитное, раздельное и дефисное написание слов различных частей речи. Детальный разбор производных предлогов.Тестирование по изученному материалу.
Занятие 10.
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Тренировочное задание из ЕГЭ.
Занятия 11-13.
Освоение основных требований русской пунктуации. Рассмотрение знаков препинания в простом осложнённом предложении, при обособленных определениях, обстоятельствах, приложениях, уточняющих членах предложения и сравнительных оборотах. Особенности пунктуации в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном предложениях.
Занятие 14.
Речь. Стили и функционально-смысловые типы речи. Выразительность русской речи. Рассмотрение выразительных средств русской фонетики, лексики и фразеологии, синтаксического строя. Рассмотрение возможных типов речи, средств художественной выразительности.
Занятие 15.
Повторение разрядов местоимения. Обобщение всего пройденного материала, коллективное выполнение первой части ЕГЭ.
Занятия 16-19.
Эти занятия будут проходить в формате полного тестирования, с разъяснением каждого задания и варианта ответа, его мотивировкой учащимися или же учителем в случае затруднений. Обязательно выполнение части 2 ЕГЭ, то есть написание сочинения-рассуждения в форме эссе.
Комментарий к планированию
На каждом занятии курса будет обсуждаться тот или иной текст с поставленной проблемой. Перед учащимися будет поставлена задача освоения основных приёмов формулирования проблемы текста, выявление из художественного текста позиции автора, передачи собственного мнения. Не менее важно накопление примеров аргументации. Как правило, ученики с низким уровнем знаний по русскому языку не отличаются высокой начитанностью, и для них необходимо проводить экскурс в произведения русской классики. Каждое домашнее задание будет связано с написанием эссе.